Знаки альтерации. Диез, бемоль, бекар.

Знаками альтерации называются знаки, которые указывают на повышение или понижение звука без изменения его названия. Самые распространенные – диез, бемоль и бекар.
Вот так они выглядят:

diez   bemolbekar

Диез указывает на повышение звука. Если представить клавиатуру фортепиано, «до диез» означает, что мы говорим о черной клавише справа от клавиши «до».

Бемоль указывает на понижение звука. Например, «соль бемоль» указывает на черную клавишу слева от клавиши «соль». Как я уже раньше упоминала, при повышении звуков мы сдвигаемся вправо, при понижении – влево.

Бекар отменяет предыдущий звук альтерации. Например, если в нотах использовался звук «фа диез», то «фа бекар» обозначает просто звук «фа», которому соответствует белая клавиша “фа”.

Знаки альтерации бывают ключевые и случайные.

Случайные знаки альтерации

Случайные знаки альтерации ставятся непосредственно перед нотой, которую нужно изменить. Случайный знак действует на ноту в пределах одного такта. То есть в следующем такте он уже не действует. Также случайный знак действует на ноту только той октавы, в которой он указан. Если перед нотой «до» первой октавы стоит знак «диеза», то он действует только на ноту «до» первой октавы. Если в этом же такте встречается нота «до» второй октавы, то диез на нее не действует.


Ключевые знаки альтерации

Наверное, вы обращали, что в некоторых нотах в начале каждой строки сразу после знака ключа стоят бемоли или диезы. Это ключевые знаки альтерации или «знаки при ключе». Они указывают на то, что во всем произведении будут применяться эти звуки. Например, если в нотах при ключе стоят знаки «до диез» и «фа диез», это означает, что в дальнейшем нужно везде, где написано «до» или «фа» играть «до диез» и «фа диез». Знаки при ключе действуют на все произведение и на звуки во всех октавах.

alter_1

Случайный знак альтерации может отменить ключевой знак. Например, в нотах при ключе стоят знаки «фа диез» и «до диез», а в тексте встречается «до бекар». Это означает, что в том месте, где указан знак бекара нужно играть чистый звук «до». Действие бекара в данном случае распространяется только на текущий такт и только на ноту «до» в той октаве, где он написан. Для примера смотрите 3й такт в левой руке на нижнем рисунке.

alter_2

Действие ключевых знаков можно отменить в середине произведения или изменить эти знаки на другие. И дальше будут действовать другие ключевые знаки до конца произведения или до их отмены. На приведенном ниже рисунке сначала при ключе были знаки “си бемоль” и “ми бемоль”. Затем их отменили знаками бекара и установили новые ключевые знаки “фа диез”, “до диез”, “соль диез”.

smena znakov

Также ключевые знаки указывают на тональность произведения. Например, если при ключе стоят знаки «фа диез» и «до диез», то это означает, что произведение написано в ре мажоре или в си миноре. В рамках этой статьи я подробно не буду останавливаться на этой теме, так как она очень обширная и требует отдельной большой статьи.

Более подробную информацию о том, что такое тональность, мажор и минор читайте в статье “Тональность. Мажор и минор”.

Если у вас остались вопросы по этой теме, оставляйте их в комментариях. Я обязательно на них отвечу.



Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>