Что такое интервалы в музыке? Простые интервалы

В этой статье я расскажу об интервалах. Эта тема необходима для дальнейшего изучения теории музыки, это основа музыкальной гармонии. В музыкальной школе дети изучают интервалы в подготовительном классе (в 5-6 лет).

Я не буду забивать вам голову ненужными теоретическими формулировками, которые вам не пригодятся на практике. Расскажу только о необходимых вещах.

Что такое музыкальный интервал?

Интервал – это созвучие из двух звуков, соотношение между двумя звуками определенной высоты. Акустически оно измеряется между числами колебаний в секунду двух источников звука (например, двух струн у рояля).

Гармонические и мелодические интервалы

Гармонические интервалы, звуки которых звучат одновременно.

Мелодические интервалы, звуки которых звучат последовательно – сначала один, потом другой).

Звуки в интервалах, как и в аккордах читаются снизу вверх.

Ступеневая и тоновая характеристики интервалов

Интервалы различаются по количеству заключенных в них ступеней (ступеневая характеристика интервалов). Что такое ступени читайте в статье “Тональность”. Называются интервалы числительными на итальянском языке и связаны с количеством заключенных в них ступеней.

Помимо ступеневой характеристики интервалов, есть еще тоновая. Она отображает количество заключенных в нем тонов. Про то, что такое тон и полутон можно прочитать в статье “Тональность”. Тоновая величина интервалов определяется прилагательными – чистая, большая, малая (например, чистая квинта, большая терция и т.д.). Тоновая характеристика дает более полную информацию об интервале, так как интервалы с одинаковыми ступенями могут звучать по-разному из-за разного количества заключенных в них тонов и полутонов (например, между ступенями до-ре – один тон, а между ступенями ми-фа – полтона). Подробнее о тоновой характеристики читайте в статье “Малые, большие и чистые интервалы”.

Названия интервалов

Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава и др.

Я перечислила интервалы в пределах октавы, которые называются простыми. Интервалы с промежутком больше октавы называются составными. Про составные интервалы подробно в этой статье я рассказывать не буду, на начальном этапе обучения это лишнее. Просто знайте, что они есть.

Теперь остановлюсь более подробно на каждом интервале.

Прима (обозначается цифрой 1) – интервал шириной в одну ступень. Он образуется двумя звуками одинакового названия, например, до-до.

Секунда (2) – интервал шириной в две ступени, например, до-ре.

Терция (3) – интервал шириной в три ступени, например, до-ми.

Кварта (4) – интервал шириной в четыре ступени, например, до-фа.

Квинта (5) – интервал шириной в пять ступеней, например, до-соль.

Секста (6) – интервал шириной в шесть ступеней, например, до-ля.

Септима (7) – интервал шириной в семь ступеней, например, до-си.

Октава (8) – интервал шириной в восемь ступеней, например, до-до.

Зачем нужны интервалы? Зачем их изучать?

Вся музыка состоит из музыкальных интервалов. Интервалы – это основа музыки, также, как и слоги, слова – основа речи. Из слогов строятся слова, из слов – предложения. Также и в музыке: из отдельных звуков строятся интервалы, из интервалов – аккорды и мелодия.

Приведу наглядный пример. Возьмем любую песенку, например, “В траве сидел кузнечик”.

Ноты мелодии

Мелодическая линия представляет собой последовательность мелодических интервалов.
Ля-ми – кварта
Ми-ля – кварта
Ля-соль диез – секунда и т.д.

Также из интервалов состоит аккомпанемент. Только чаще в аккомпанементе интервалы складываются в аккорды.

Один из важнейших навыков музыканта – развитый музыкальный слух. Предлагаю его потренировать с помощью интервалов.

Задание

1. Постройте все 8 интервалов от всех звуков, соответствующих белым клавишам (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Делать это нужно карандашом на нотном листе.

Пример выполнения задания

2. Теперь будем учиться их петь (сольфеджировать – то есть петь нотами). Это очень важное упражнение для развития слуха, не пренебрегайте им. Петь нужно так: играйте звук на клавиатуре, например, ре. Пока палец держит клавишу, пропевайте его, пытайтесь попасть в ноту, чтобы голос слился со звуком. Затем берите следующий звук интервала, например, ми. Таким же образом пойте его. Лучше начинать петь от более узких интервалов (примы) к более широким. Пойте все интервалы подряд.

3. Теперь пробуем различать интервалы на слух. Для этого играйте их на пианино в гармоническом виде (играя два звука одновременно). Внимательно слушайте, что получается. Если есть возможность, попросите кого-нибудь сыграть вам интервалы, а вы угадывайте их на слух.

Позже я покажу вам коротенькие песенки-фразы, с помощью которых можно облегчить узнавание некоторых интервалов на слух.

В следующей статье я расскажу вам о том, какие еще бывают интервалы.

Если вам что-то непонятно или возникли вопросы с выполнением задания, пишите в комментариях, я подскажу.



Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>