Малые, большие и чистые интервалы. Обращения интервалов.

В предыдущей статье я коротко рассказала вам об основных музыкальных интервалах и дала упражнения на развитие слуха с помощью интервалов.

В этой статье я дам вам новую информацию об интервалах и новые задания.

Я расскажу о малых, больших и чистых интервалах, а также об обращениях интервалов.

Малые и большие интервалы

В статье “Тональность” я писала о том, что расстояние между ступенями может быть равно и полутону, и тону. Например, до-ре – это две ступени; и до-ре бемоль – тоже две ступени. Различаются они тем, что в первом случае расстояние между ними в тон, а во втором – в полутон.

В связи с этим, некоторые интервалы могут быть большими и малыми. Большие обозначаются буквой “б”, малые – буквой “м”. Например, большая секунда обозначается “б2″.

Разберу конкретные интервалы:

Секунда может быть малой (заключающей в себе полутон) и большой (заключающей в себе тон). Например, до-ре, большая секунда; до-ре бемоль – малая.
Малая секунда звучит напряженно, колюче.
Большая секунда менее напряженная, более спокойная.

Терция бывает малая и большая.”м3″ состоит из тона+полутон. “б3″ состоит из тон+тон. Например, до-ми бемоль – малая терция, до-ми – большая.
Терции звучат спокойно, лирически. Малая терция более печальная, грустная. Большая терция более светлая, радостная.

Секста также бывает малая и большая. “м6″ состоит из 4х тонов, “б6″ состоит из 4 тонов + полутона. Например, до-ля бемоль – малая секста, до-ля – большая.
У сексты звучание похоже на звучание терции. Позже вы поймете, почему.

Септима тоже может быть малой и большой. “м7″ состоит из 5 тонов, “б7″ – из 5 тонов + полутона. Например, до-си бемоль – малая септима, до-си – большая.
Малая септима звучит призывно, но в то же время мягко, ненапряженно. Большая септима напряженная, колючая, резкая.

Чистые интервалы

К чистым интервалам относятся прима, октава, кварта и квинта. Они не могут быть малыми и большими.

Чистые интервала обозначаются буквой “ч”. Например, чистая квинта записывается так: “ч5″.

Теперь остановлюсь более подробно на каждом чистом интервале:

Чистая прима (ч1) – состоит из двух звуков одинаковой высоты, звучит в унисон. Например, до-до (в одной октаве).

Чистая кварта (ч4) – состоит из 2 тонов + полутона. Например, до-фа. Звучит призывно, активно.

Чистая квинта (ч5) – состоит из 3 тогов + полутона. Например, до-соль. Звучит умиротворенно, созерцательно.

Чистая октава (ч8) – состоит из 6 тонов. Например, до-до (верхняя “до” – в другой октаве). Звучит похоже с примой, ясно, чисто.

Также бывают уменьшенные и увеличенные интервалы. Это тема отдельной статьи. Новичкам пока она не нужна. В музыкальной школе уменьшенные и увеличенные интервалы изучают гораздо позже, чем большие и малые.

Что такое обращения интервалов?

Обращение интервалов – это видоизменение интервала путем переноса одного его звука на октаву вверх или вниз.

После обращения получается новый интервал.

Картинка

Например, возьмем интервал большую терцию “до-ми”. Сделаем его обращение, перенеся нижний звук “до” на октаву вверх. Получается новый интервал “ми-до”. Это уже малая секста.

Помните, я писала выше, что терция и секста звучат похоже по характеру? Это связано с тем, что они являются обращением друг друга. С секундой и септимой немного по-другому, так как расстояние между ними большое, это влияет на характер звучания.

Теперь попробуем для примера сделать обращение чистой кварты “до-фа”. Только теперь для разнообразия перенесем верхний звук “фа” на октаву вниз. У нас получится интервал “фа-до” – это чистая квинта.

И теперь сделаем обращение малой секунды “ми-фа”. Перенесем верхний звук “фа” на октаву вниз. Получается “фа-ми” – большая септима.

Итак, подытожу информацию об обращении интервалов.

Малые интервалы всегда обращаются в большие, большие – в малые. Секунда обращается в септиму, терция – в сексту, секста – в терцию, септима – в секунду.

Чистая кварта обращается в чистую квинту, чистая квинта – в кварту. Октава обращается в приму, прима – в октаву.

Очень важно уметь различать на слух большие, малые и чистые интервалы. Если вы немного попрактикуетесь, поиграете их на пианино и послушаете, у вас будет легко это получаться. Каждый интервал имеет свое звучание, свой характер.

Для тренировки дам вам несколько практических заданий. Старайтесь выполнять задания регулярно, по возможности каждый день. Так у вас быстрее получиться наработать слуховой навык.

Задание

1. Постройте на нотном листе письменно все малые, все большие и все чистые интервалы от звуков ми, соль, ля.

2. Поиграйте на пианино, внимательно послушайте большие и малые интервалы попарно, например, большие и малые секунды, большие и малые терции и т.д. Сравните их звучание.

3. Это задание похоже на предыдущее. Только теперь попробуйте их петь голосом одновременно с игрой. Старайтесь петь в унисон со звучанием инструмента.

4. Попросите кого-нибудь поиграть интервалы на пианино, а вы поугадывайте их на слух.

Видео

Напишите, пожалуйста, в комментариях, как у вас получается узнавать интервалы на слух. В зависимости от этого, я буду думать, усложнять следующие задания или пока не надо.

На этом у меня все. В следующей статье я расскажу еще кое-что интересненькое об интервалах.



1 в ответ на Малые, большие и чистые интервалы. Обращения интервалов.:

  1. Алексей пишет:

    Кстати, для узнавания интервалов необязательно просить друга играть на фортепиано – можно потренироваться в приложении “абсолютный слух “. И это нисколько не реклама:)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>