Постановка рук при игре на фортепиано

postanovkaПостановка рук пианиста напрямую зависит от его посадки. Если вашим рукам неудобно, прежде всего нужно обратить внимание на то, как вы сидите. Более подробно о посадке можно прочитать в статье “Посадка за фортепиано”

Правильная постановка рук влияет на все ваше дальнейшее обучение. Пожалуй, это самый важный шаг в обучении игре на фортепиано. Если допустить ошибку на этом этапе и упустить какой-то важный момент, потом это исправить будет очень трудно. Поэтому именно этот этап я рекомендую пройти под наблюдением педагога. Неправильно поставленные руки в дальнейшем создадут много неудобств при игре на фортепиано. Вы не сможете играть более сложные технически произведения. Проще говоря, у вас будет неправильная техника исполнения, при которой вы ничего толком не сыграете.

На что нужно обращать внимание при постановке рук:

  • Запястье
  • Пальцы

Запястье должно принять форму свода. Чтобы легче было понять, положите его на небольшой мячик (например, от настольного тенниса) и расслабьте. Кисть должна быть мягкая, пластичная, обтекаемая, как купол. Перед тем, как опустить руку на клавиши, локоть нужно немного отвести в сторону, чтобы он естественно был чуть выше запястья. Плечо при этом поднимать не надо. Запястье это как бы мост, который соединяет руку и клавиатуру. Оно должно быть на уровне клавиш – не выше и не ниже. Рука должна быть свободная от плеча при крепких пальцах, а запястья чуть развернуты в стороны.

Пальцы. В музыкальной терминологии пальцы называют не привычными для нас названиями, а по номерам: первый (большой), второй (указательный), третий (средний) и т.д. Все пальцы (кроме первого) нужно ставить на подушечку. Если у вас длинные ногти, они будут вам мешать. При этом должны выступать три косточки, которые находятся между фалангами пальцев. То есть пальцы должны быть как бы немножко закруглены, нельзя проламывать суставы. Когда вы кладете руку на клавиши, между первым пальцем и всеми остальными должно получиться небольшое “окошко”.

Уделим каждому пальцу особое внимание.

Самый длинный, активный и сильный палец – третий. Он держит весь “купол” кисти. Он – ее опора. Попробуйте сыграть им любой звук. Держите клавишу, но не давите на нее, слушайте, как звук стихает. Обратите внимание на вашу руку. Все пальцы должны свободно свисать и быть разъединены, не должны “слипаться”.

Второй палец тоже активный. Попробуйте также сыграть им любой звук. Частая проблема второго пальца – им “бьют” по клавишам. Прикосновение должно быть активное, но не стучащее. Звук должен быть певучий, но не тусклый. Обязательно слушайте, как звук стихает.

Четвертый палец слабее, он не самостоятельный. Проблема четвертого пальца – он норовит “приклеиться” к третьему. За этим нужно следить, приучать его к самостоятельности. Возьмите любой звук четвертым пальцем. Следите за кистью, расслабьте руку, плечо. Слушайте, как стихает звук.

Первый и пятый пальцы держат свод руки. Когда первый палец не играет, он тоже должен быть в свободном, “повисшем” состоянии. Первый палец всегда должен быть наготове, ждать, когда придет его время опуститься на клавишу.

Первый палец имеет особое строение. Опускаться на клавишу он должен первым сгибом, краем подушечки,и его косточки при этом должны смотреть вбок. Запястье должно оставаться на уровне белых клавиш.

Пятый палец когда не играет, часто торчит в сторону. Надо за ним следить, расслаблять, чтобы он мягко лежал на клавишах вместе с остальными свободными пальцами.



Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>